Атомная энергетика Томской области
Карта сайта
 
Главная страница »  Пресс-центр »  Публикации »  ОСНБ: Отражение реальной потребности

Публикации

09 августа 2013 г.

ОСНБ: Отражение реальной потребности

Высокий уровень капитальных затрат при строительстве АЭС делает стоимость проектов одним их определяющих критериев не только при принятии решения о сооружении конкретного объекта, но и при формировании государственной политики в области ядерной энергетики в целом. В преддверии первой ежегодной конференции строителей атомной отрасли, которая пройдет 8 августа в Москве, о текущих задачах и проблемах ценообразования в атомной отрасли в эксклюзивном интервью NR рассказал Геннадий Сахаров — директор по капитальным вложениям Госкорпорации «Росатом», директор Отраслевого центра капитального строительства Росатома (ОЦКС).

NR: ОЦКС ведет разработку новых отраслевых сметных нормативов. Когда были разработаны предыдущие нормативы?

Г. Сахаров: Сразу скажу, что Отраслевая сметно-нормативная база (потому что сметные нормативы — это лишь ее составная часть), по которой скоро будут работать все предприятия Госкорпорации «Росатом», создается впервые. И в дальнейшем, с развитием ОСНБ «Росатома», для более точного определения стоимости строительства в текущем уровне цен, мы планируем перейти на базисные цены 2014 года, что является новацией не только в нашей отрасли, но и в российской промышленности в целом. Сейчас применение индексов к базисным ценам 2001 года приводит к значительным погрешностям при расчете текущей стоимости.

Так что прямой аналогии с ныне действующими документами я бы не стал проводить. Чтобы было понятно, поясню: до сих пор в атомной отрасли мы используем отраслевые нормативы на отдельные виды работ. Это, в частности, отраслевой сборник на монтаж оборудования атомной станции (в уровне цен 1984 года), а также прейскурант на пусконаладочные работы (в уровне цен 1991 года). В основном же для определения стоимости в строительстве, как и в других отраслях народного хозяйства страны, используются федеральные и территориальные сметные нормативы, однако они, естественно, не учитывают специфику возведения атомных объектов.

Работа над Отраслевой сметно-нормативной базой «Росатома» началась менее года назад, но мы сделали упор даже не на сроки подготовки новых документов, а на принципиально новый подход. Мы не собираемся устраивать никаких «сюрпризов» ни для подрядчиков, ни для инжиниринговых компаний, занятых на строительстве объектов атомной отрасли — новые нормы разрабатываются на принципах прозрачности и полной открытости. Так, на площадках строящихся АЭС по инициативе Отраслевого центра капитального строительства (ОЦКС), который, собственно, и является центром компетенций в области ценообразования в атомной отрасли, были организованы рабочие группы для проведения хронометражных наблюдений, куда вошли представители всех основных подрядных организаций и заказчиков строительства, не говоря уже о генеральном подрядчике. Приведу самый свежий пример — буквально несколько дней назад специалисты ОЦКС вернулись с площадки Нововоронежской АЭС-2, где совместно с экспертами Федерального центра ценообразования в строительстве (ФАУ «ФЦЦС») производили замеры по времени и объемам выполняемых арматурных и бетонных работ. Кстати, под актами таких замеров свои подписи ставят не только работники ОЦКС, а представители всех заинтересованных сторон. Поэтому перечень разрабатываемых нормативов не выдуман где-то в кабинетах в пределах МКАД, а получен с реальных строек и отражает объективную потребность в них.

NR: Каким образом сейчас определяется цена строительной продукции и услуг в атомном строительном комплексе? Какие параметры учитываются при расчете стоимости той или иной поставки?

Г. Сахаров: На сегодняшний момент стоимость строительства объектов атомной отрасли определяется на основе укрупненных нормативов, которые рассчитаны в ценах 2001 года. Понятно, что реальные цены уже давно «оторвались» и, мягко говоря, не совсем стыкуются с ценами, которые были актуальны больше десятка лет назад. Это нас сдерживает, не дает двигаться дальше. Поэтому мы и спешим ввести в действие Отраслевую сметно-нормативную базу, так как она не просто будет рассчитана в актуальных ценах, но будет учитывать специфику атомной отрасли. Почему это важно? Дело в том, что все наши объекты имеют большую номенклатуру индивидуальных конструкций, которые значительно отличаются от типовых серий для промышленных предприятий. Кроме того, нормативы будут «привязаны» к конкретному региону, где мы ведем работы, — а сегодня это 29 субъектов РФ.

Создание ОСНБ Росатома — это, конечно, гигантская работа, ведь счет идет не на десятки и даже не на сотни: мы разрабатываем десятки тысяч нормативов. Могу сказать, что на сегодня разработан и уже активно используется отраслевой каталог изделий, материалов и конструкций, применяемых на стройках объектов АЭС — сейчас это 462 позиции, в разработке находится еще более 2500 позиций. Рассчитаны цены ресурсов (материалов, машин и механизмов) по 57000 позиций, отраслевые расценки для строительно-монтажных работ по более чем 13000 позиций. При этом стоимость материальных ресурсов формируются с учетом технических условий и особых требований безопасности, установленных в атомной отрасли. Так что объем работы действительно большой. Планируем, что сможем презентовать ОСНБ осенью текущего года.

NR: Чем отличаются правила ценообразования зарубежных объектов, реализуемых «Росатомом» по схеме BOO, от российских? Разрабатывается ли отдельный метод оценки стоимости строительства энергоблоков АЭС на основе проекта ВВЭР-ТОИ?

Г. Сахаров: В настоящее время Госкорпорация «Росатом» ведет сооружение АЭС за рубежом по схеме «строительство с последующим владением» (BOO), являясь одновременно инвестором и владельцем будущих объектов атомной генерации. АЭС за рубежом сооружаются по российской технологии ВВЭР, которая, помимо безусловной конкурентоспособности с точки зрения ядерной безопасности и надежности, является еще и экономически эффективной.

Устанавливая правила ценообразования для наших зарубежных объектов, мы решаем две абсолютно разные задачи.

Первая: мы должны актуализировать (а по сути — разработать заново) правила ценообразования с использованием лучших практик, полученных при строительстве наших объектов в России. Стоит отметить, что задачу по разработке актуальной (с точки зрения действующего законодательства) методологии по определению стоимости строительства объектов за рубежом «Росатом» решал первым в России за много лет — последний документ на эту тему был выпущен Госстроем России в 1993 году и безнадежно устарел. Поэтому ОЦКС Росатома были подготовлены Отраслевые методические рекомендации по определению стоимости строительства и составлению сметной документации по объектам атомной энергетики, строящимся за пределами Российской Федерации, утвержденные генеральным директором «Росатома» Сергеем Кириенко в мае 2013 года.

Вторая решаемая нами задача — это установление правил ценообразования, адаптированных в интересах наших будущих зарубежных партнеров, в т.ч. и для привлечения инвесторов. И выпущенный документ («Отраслевые методические указания...») устанавливает более гибкий, но в то же время экономически целесообразный и обоснованный, а значит — привлекательный для инвестирования, подход к вопросам определения стоимости строительства. Естественно, что при сооружении объектов за рубежом есть немало отличий от российских условий, но для нас принципиально важным — независимо от того, где расположены возводимые объекты, в России или, например, в Турции, — является достоверное определение справедливой цены, прозрачность ее формирования для всех.

Эти принципы лежат в основе единой отраслевой политики «Росатома» в области ценообразования, ведь именно они действительно делают строительство объектов по российскому проекту привлекательным для зарубежных участников.

Что касается ВВЭР-ТОИ, то Госкорпорация «Росатом» постоянно ведет работу по повышению инвестиционной привлекательности своих проектов, используя лучшие проектные решения. Одним из таких решений, безусловно, является проект ВВЭР-ТОИ. Используя ключевые характеристики ВВЭР-ТОИ: экономическую модель жизненного цикла, ресурсно-технологическую модель капитальных затрат, базы данных по стоимости материально-технических ресурсов и оборудования, мы можем дать будущим инвесторам оценку их прибыли, обеспечить их понятной информацией о том, как влияют отдельно принимаемые решения (по изменению технологии или номенклатуры ресурсов) на общую стоимость реализации проекта. Сейчас чтобы быть лидером (а другой цели «Росатом» себе и не ставит), чтобы иметь конкурентные преимущества на рынке, необходима постоянная и регулярная критическая оценка и обновление полученных результатов. Поэтому правила ценообразования по большей части определяются нами, не исходя из достигнутых итогов работы, а исходя из ожидаемых результатов дальнейшего развития.

NR: Как сейчас осуществляется мониторинг стоимости материалов, используемых при строительстве АЭС?

Г. Сахаров: Тут действует многоступенчатая система: во-первых, мониторинг стоимости строительных ресурсов на территориях, где идет сооружение атомных станций, осуществляется региональными центрами ценообразования в строительстве. И мы активно сотрудничаем с ними, пользуемся подготовленными ими региональными сборниками ресурсов. Во-вторых, мы активно взаимодействуем с Федеральным центром ценообразования в строительстве (ФАУ «ФЦЦС») — в июле этого года подписали с ним комплексное соглашение о сотрудничестве. ФЦЦС сейчас разрабатывает индексы пересчета из базисного в текущий уровень цен для Госкорпорации «Росатом», а также проводит анализ стоимости ресурсов, подготовленных Отраслевым центром капитального строительства Росатома. А сам ОЦКС осуществляет мониторинг стоимости материалов и оборудования, специфических для строительства объектов атомной отрасли, и направляет результаты в Федеральный центр ценообразования в строительстве.

NR: Насколько новая СНБ позволит сократить сроки реализации проекта? Сколько времени занимает оценка стоимости строительства объектов на проектной стадии?

Г. Сахаров: Новая сметно-нормативная база «Росатома» по определению не может быть инструментом сокращения сроков реализации отраслевых проектов, это совсем не ее задача — для этого используются другие инструменты. Оценить время разработки сметной документации, которая определяет стоимость строительства, однозначно нельзя: слишком много факторов влияет на это. Вместе с тем ОЦКС приступает к разработке системы укрупненных показателей стоимости и расхода ресурсов в строительстве объектов атомной энергетики, которые действительно в десятки раз уменьшат время оценки стоимости сооружения объектов. Но, как известно, чудес не бывает: снизятся сроки, но пострадает и точность оценки — она всегда будет ниже стоимости оценки по единичным расценкам (особенно это будет заметно на стадии предпроектной подготовки) и, наоборот, будет повышаться по мере уточнения проектных решений.

NR: Насколько достоверна сейчас стоимость строительства инвестиционных проектов?

Г. Сахаров: Как я уже говорил, точность определения стоимости строительства зависит от того, на какой стадии проектирования мы хотим узнать эту стоимость. И чем раньше мы хотим определить цену строительства, тем менее точной она будет. И это объективно, ведь цена — это стоимостная «фотография» технических параметров и технических решений по строительству. Поскольку технические характеристики уточняются от предпроектной стадии к проекту и далее к рабочей документации, то и точность цены, соответственно, возрастает от десятков процентов до практически полной точности при завершении разработки рабочей документации.

NR: Насколько гибкими будут разработанные нормативы? Как они будут сочетаться с конкурсной основой осуществления поставок?

Г. Сахаров: Собственно, в этом и состоит цель разработки и внедрения Отраслевой сметно-нормативной базы «Росатома» — чтобы предприятия пользовались не приблизительными расценками, как сейчас, а точными, выверенными, учитывающими специфику атомной отрасли и привязанными к конкретному региону. Кроме того, новые нормативы будут учитывать конкретные технологии выполнения работ. Именно на основе новых укрупненных нормативов будут рассчитываться начальные цены конкурсов на осуществление подрядных работ.

NR: Сколько инвестиционных проектов реализуется в дивизионах «Росатома» в настоящее время? Какой по ним объем финансирования? Какая доля этих средств приходится на строительство АЭС?

Г. Сахаров: Объем программы капитальных вложений «Росатома» в 2013 году составляет около 350 млрд. руб. (или около €8 млрд.), что сопоставимо с объемом инвестиций крупнейших мировых энергетических компаний — таких, как EDF (Франция), E.ON (Германия), «Enel» (Италия).

Сегодня Госкорпорация «Росатом» реализует более 540 инвестиционных проектов Российской Федерации, в т. ч. сооружение 9 энергоблоков АЭС.

На стройках атомной отрасли сейчас работает порядка 70 генеральных подрядчиков и сотни подрядных организаций. Таким образом, на сооружении объектов использования атомной энергии в настоящее время занято более 40000 строителей. Конечно, далеко не все из них трудятся в организациях, которые входят в контур управления Госкорпорации «Росатом».

Крупнейшей программой капитальных вложений в госкорпорации и среди субъектов электроэнергетики России по праву является инвестиционная программа концерна «Росэнергоатом»: объем финансирования на 2013 год составляет порядка 200 млрд. руб., из которых на строительство АЭС приходится примерно 130 млрд. руб., одновременно сооружаются 9 энергоблоков. Это одна из самых сложных с точки зрения управления и контроля программа ввиду сложности и уникальности сооружаемых инженерных объектов при высочайших требованиях по безопасности и качеству строительной продукции.


Источник: Nuclear Renaissance

© Официальный сайт Администрации Томской области, 2008 - 2022

Разработка и поддержка сайта: « Студия 15 »